nikolai_karpitsky: (Default)
[personal profile] nikolai_karpitsky
Очень часто различного рода мистики выход в запредельное смешивают с измененными формами сознания. Можно сколько угодно трансформировать сознание, изменять восприятие, открывать шестые, седьмые и прочие чувства, но при этом мы все равно остаемся в пределах собственной субъективности. Выход в запредельное предполагает отрыв от собственного мира, что неизбежно сопровождается состоянием абсолютного ужаса. Привыкнуть к нему невозможно, ибо привыкают только к тому, что привычно в своем мире, тут же речь идет о принципиальном отрыве от мира. А поскольку к этому ужасу невозможно подготовиться, то и невозможно представить себе добровольца, который решиться выйти за этот порог в запредельное. Зато желающих получить трансформированный опыт собственного сознания сколько угодно, и после первых же опытов они гордо заявляют о постижении особого эзотерического знания.
Я много раз подходил к этой границе, в основном, во сне, но никогда не решался ее переступать. Обычно это видится, когда привычный город вдруг обрывается на границе дремучего леса. Здесь город символизирует мой жизненный мир, лес – его границу. По мере приближения к лесу усиливается страх, свидетельствующий о том, что ослабевает моя привязанность к миру собственной субъективности. Полностью разрушить эту привязанность - все равно, что умереть – также страшно, а может и более.
Я чувствовал, если решиться пройти сквозь этот лес, то можно выйти в другой мир, проснуться где-нибудь в другой жизни. Но так и не решался. Как-то раз в одном из сновидений я случайно оказался совсем близко к границе. Была ночь, а граница между миром и лесом напоминала вспаханную межу. Я шел по ней и неосторожно переступил в сторону леса. Меня окутала тьма и стало засасывать. Кто-то в образе ведьмы неумолимо тащил меня в глубь темноты. Я знал, что поддаться страху означает погибнуть. Кто бы ни тащил меня, источник зла или жертва зла, я должен был принять его и спасти. И только через это мог спастись сам. Я не стал вырываться, выдергивать руку, но лишь крепче ее сжал и потянул назад. В состоянии полной беспомощности я обратился к буддистской установке на таковость, реализующей опыт шуньи. И тогда ясный свет вывел меня.

Date: 2006-02-19 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] freenemo.livejournal.com
1.Исправьте грамматические ошибки в 1 абзаце (насчитал 2).
2.«Выход в запредельное предполагает отрыв от собственного мира, что неизбежно сопровождаться состоянием абсолютного ужаса» - почему неизбежно? А достижение нирваны в буддийской традиции? Там ведь тоже происходит выход за пределы своей субъективности, но при этом скорее говорят о переживании «вечного кайфа» чем абсолютного ужаса.

Date: 2006-02-19 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] karpitsky.livejournal.com
Вообще-то в буддизме никогда нирвану не трактовали как запредельное. Это покой, успокоение жизни, состояние сознания, тело Будды, природа Будды и т.д. Причем тут запредельное? Задача буддизма в том, чтобы изменить сознание так, чтобы освободиться от страданий. Нирвана и есть это освобождение. Задача выйти в запредельное по отношению к собственной субъективности тут вообще не ставилась.

Date: 2006-02-19 01:35 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Одна моя подруга заходила в такой лес во сне. Ее туда затащила родная бабушка, умершая к тому времени. Она же ее и вывела обратно. Девочка проснулась, и узнала, что трое суток пролежала без сознания.

Date: 2006-02-19 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] freenemo.livejournal.com
Но достижение нирваны разве не связана непосредственно с освобождением от майи, и следовательно (и в том числе) в освобождении от своей субъективности? То есть различных представлений о себе и о мире - преодолении дуалистичности восприятия. Такая задача - да - не ставилась, но по моему это было неизбежное следствие.

Date: 2006-02-19 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] karpitsky.livejournal.com
Майя – это из индуизма, а что касается субъекта, то его буддисты априорно не признают еще до начала процесса освобождения. Речь у них идет о потоке жизни как таковом и его трансформации в состояние покоя, а не об уходе в запредельное. В хинаяне эта трансформация происходила через реальное изменение психических процессов, а в махаяне – через изменение точки зрения, т.е. понимания, что сансара и есть уже нирвана. А если сансара и нирвана одно, то, о каком уходе в запредельное может идти речь?

Date: 2006-02-20 03:29 am (UTC)
From: (Anonymous)
Создается ощущение, что нас просто вытолкнули в то, что мы привыкли называть "своим миром", из того, что мы называем "запредельным". Есть уверенность, что "привычное" - не наше, не мое, и поэтому так тянет в "запредельное", несмотря на его разрушающую силу. Разрушающая сила - да, но разве стоит беречь чужое?

Date: 2006-02-20 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] karpitsky.livejournal.com
Воспринимаем ли мы привычный жизненный мир как свой или чужой, все равно он выстраивается силой собственной самости. Эта сила осознается во внутреннем самоопределении, и она же нужна для того, чтобы не погибнуть, когда проходишь порог в запредельное. Поэтому не столь важно, где ты, в этом мире или в другом, важен процесс осознания внутренней силы, который начинается с малого и незаметного – с мелочей. А осознавать ее можно при любых обстоятельствах, даже и тогда, когда мир кажется чужим – это уже не принципиально.

Date: 2006-02-20 06:06 am (UTC)
From: (Anonymous)
А как соотносятся самость и "собственный мир"? При выходе в запредельное разрушается (или создается угроза разрушению) собственного мира, но самость-то остается, иначе вообще нельзя было бы говорить о каком-то "выходе". Разрушается собственный мир - ну и хрен с ним, не жалко.

Date: 2006-02-20 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] karpitsky.livejournal.com
Собственный мир – это вариант мироописания. При его разрушении возникает страх. Если на смену этому разрушению не приходит ничего, то человек гибнет. Самость – это содержание самоопределения воли. Воля свободна, поэтому первична по отношению к любому мироописанию. В ней заложена сила, которая собрала мироописание, разрушение которого не может затронуть свободную волю. Поскольку самоопределение воли свободно, оно уникально – в этом уникальность и содержательность самости. Ее содержательность может быть таковой, что разрушение мироописания может вызвать полный паралич воли и гибель человека, что вероятнее всего и случится, если обычный человек переступит границу запредельного. Но оно может быть и таким, что человек обнаружит в себе силу перестроить собственный мир. В этом случае у него хватит и силы пройти границу запредельного не погибнув. По этому поводу я кидаю в журнал притчу о льве (см. выше).

January 2022

S M T W T F S
      1
2345 6 78
9101112131415
16171819202122
2324252627 2829
3031     

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 25th, 2025 06:20 am
Powered by Dreamwidth Studios