Dec. 22nd, 2016

nikolai_karpitsky: (karpitskiy1)
Принципиальное различие религиозного опыта протестанта и православного в том, что протестант чувствует Бога через повседневность, православный – в особом сакральном пространстве, в котором только и открывается для него присутствие Бога.

Для православного сакральная и профанная область параллельны и отграничены друг от друга. Для протестанта сакральная и профанная область совпадают в его повседневности, поэтому протестант может также естественно в быту обратиться к Богу, как он обращается к человеку. Для православного такое обращение выглядит неестественной игрой, в которой присутствие Бога подменяется собственными фантазиями. Для него Бог подлинно открывается только в сакральном пространстве, которое православный специально выстраивает с помощью религиозного обряда.

Для протестанта постоянное присутствие Бога никак не нарушает течение повседневной жизни, однако побуждает более серьезно относиться к моральным требованиям, в соответствии с которыми упорядочивается его жизнь. Для православного присутствие Бога вырывает его из повседневности, требуя постоянного духовного самоопределения и напряжения воли в сакральном пространстве, однако в профанном пространстве он может отдохнуть от этого напряжения. Поэтому в православной практике наблюдается более терпимое отношение к человеческим слабостям и грехам в повседневной жизни, чем в протестантской практике.

Попадая во власть инерции повседневности, православный порой начинает ощущать, что у него нет более духовных сил для того, чтобы вернуться в сакральное пространство, и тогда он имитирует этот переход внешним соблюдением обрядовой формы. Это обстоятельство приводит к обрядоверию, которое защищает от негативных переживаний, вызванных неспособностью перейти из профанного бытия в область сакрального.

Православный считает, что он до Страшного Суда ещё не предопределён к спасению. С одной стороны это налагает на него бремя постоянного выбора, который в любой может изменить его судьбу с позиции вечности. С другой стороны, если он оказывается в плену профанного состояния жизни, то сохраняет надежду на спасение, ибо ничего еще не предопределено. Протестант постоянно чувствует, что он уже предопределён к спасению по своей вере, и это снимает напряжение от осознания необходимости постоянно делать выбор. Однако для протестанта даже временное духовное падение может восприниматься необратимым подобно смерти, если оно лишит веры в предопределённость спасения.
nikolai_karpitsky: (karpitskiy1)
Какой смысл могут иметь тревожные знамения? Полагаю, не для того, чтобы предупредить о грядущих событиях, ибо человек должен решать те проблемы, какие есть в настоящем. Если бы Бог пожелал предупредить человека о будущем, то дал бы об этом прямое откровение, а не неопределенное знамение. И такие прямые откровения бывают. Например, пастор церкви «Добрая весть» в Славянске Петр Дудник перед началом войны на Донбассе получил откровение, которое побудило его обратиться к членам церкви с просьбой сделать запасы еды. Именно эти запасы впоследствии помогли пережить оккупацию Славянска в 2014 году.

Однако тревожные знамения иного рода – они не предупреждают ни о чем конкретном и не подсказывают, как поступать. Более того, они могут ввести в искушение людей и отвлечь их от проблем настоящего. И, тем не менее, они даются. Такие, как в Томске в начале сентября 1998 года за год до начала второй чеченской войны, когда в четырех православных храмах города одновременно начали кровоточить иконы. Это оказалось предзнаменованием будущих кровавых событий. Но какой смысл предупреждать об этих событиях, если это предупреждение только вызывает смущение и отвлечёт от настоящих проблем?

Я полагаю, что смысл тревожных знамений был вовсе не в том, чтобы предупредить о грядущих трагических событиях, а в том, чтобы побудить человека прозреть, когда эти события произойдут. Гибель людей в войнах на Кавказе, в Украине и в Сирии ужасна, но также ужасно и то, что основная масса простых жителей России, которая верила и верит пропаганде, оправдывает эту гибель и готово поддержать будущие военные преступления власти. Знамения должны быть о том, что ещё можно изменить, поэтому они предупреждают вовсе не о самих трагических событиях, а о слепоте людей. Думаю, что этот смысл имеют и все библейские пророчества.

January 2022

S M T W T F S
      1
2345 6 78
9101112131415
16171819202122
2324252627 2829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 15th, 2025 02:43 am
Powered by Dreamwidth Studios