Nov. 26th, 2016

nikolai_karpitsky: (karpitskiy1)
Наиболее важные тезисы из интервью:
Философия подобно искусству, религии не может быть навязана человеку, она не решает никаких технологических проблем, она связана с интимной жизнью человека, и заставлять человека изучать философию нельзя, это против смысла, неправильно. Безусловно правильно, что надо дать возможность любому человеку изучать философию, если он этого хочет, но затягивать в философию не требуется, также как бессмысленно заставлять человека интересоваться искусством, также как бессмысленно навязывать ему какую-то религию. К религии он должен прийти сам. Вот также человек должен прийти сам к философии.

Сейчас заменён кандидатский экзамен философии для всех специальностей экзаменом по философии и истории науки. Есть, конечно, некоторый смысл, безусловно. Но здесь явно какая-то технологическая струя пробивается: что вот философия как, собственно, осмысление поможет любому специалисту в его конкретной деятельности. Это ошибочное мнение. И если уж в высшей школе делать философию обязательной, то именно фундаментальную философию, как таковую: онтологию, метафизику, теорию познания, социальную философию, которая касается реальных процессов жизни. Но философия, в том числе и философия науки, никаких технологических рекомендаций конкретной научной деятельности не даёт. Поэтому я считаю, что эта замена неправильная.

Проблемы сознания являются в истории философии стержневыми, с одной стороны, а с другой стороны на протяжении веков спорными. Существуют разные концепции, разные понимания сознания, именно разные философские понимания сознания, причем принципиально различные. Моя задача, как в этом курсе, так и в этой книге [«Философские проблемы сознания»] заключалась в том, чтобы и проанализировать эти позиции, показать их место в культуре, и предложить своё представление о том, какое значение имеет проблема сознания в философии, а само сознание в экзистенциальной жизни человека.


nikolai_karpitsky: (karpitskiy1)
Николай Карпицкий о книге «Философские проблемы сознания» Альберта Николаевича Книгина (Томск, май 2005 г.)

Сочетание преподавателя и философа встречается редко. В принципе преподаватель не обязан быть философом. Даже чтобы защитить кандидатскую или докторскую по философии не обязательно быть философом. Философ – это тот, кто высказывает новые идеи, дает принципиально новое понимание. Исследователь, преподаватель – это тот, кто систематизирует, излагает это для других. Среди множества преподавателей философов единицы. Это связано с тем, что философ отличается от обычного человека принципиально. Философ может видеть новое, понимать новое в другом человеке, в то время как обычный человек видит, что он привык видеть. Среди множества философов можно выделить тех, кто высказывают новые идеи (у Альберта Николаевича книга насыщена новыми идеями), и помимо этого дают новую постановку вопроса, которая позволяет увидеть принципиально новый путь мысли.

Если мы обратимся к самому значительному философскому явлению ХХ века – это феноменология как философское направление, и сейчас огромное количество исследователей работают в этом направлении. Гуссерль – основатель феноменологии – потому гений, что показал новое направление мысли.

Альберт Николаевич не просто высказал какую-то отдельную идею, не просто систематизировал это, он изменил саму постановку вопроса и тем самым показал, что может быть альтернативный путь мысли, альтернативное видение феноменологии. Фактически, это другой вариант феноменологии, который открывает возможность поиска принципиально новых путей.

В Томске вышло очень много хороших философских книг. Они систематизируют философские взгляды, популяризируют, оценивают их. Такая книга, которая была бы классическим философским произведением, в которой даётся новый взгляд на мир и открывается возможность новой традиции мысли, в Томске вышла впервые. – Оригинальная философская книга, можно сказать, классическая философская книга.

Традиция, которую начинает Книгин, – умение взглянуть на жизнь непредвзято. Мы привыкли воспринимать мир и жизнь через какие-то установки, шаблоны, в результате человек сам не знает, кто он, что он хочет, становится очень лёгкой добычей манипуляции. Вернутся к пониманию, кто ты есть, увидеть мир, таким, какой он есть, оказывается очень сложно. Эту проблему решала традиция феноменологии. Гуссерль пытался показать, как человек видит мир в смысле как это очевидно в сознании. Но у Гуссерля были свои культурно-исторические предрассудки, европейские предрассудки. Книгин пытается показать, как мы видим мир, мыслим, в самом своем изначальном варианте без всех этих предрассудков, то есть найти подлинное, настоящее видение мира до того, как он будет искажено шаблонными представлениями, мнением окружающих людей, идеологическими установками, то есть найти очевидное в нашем разуме. В общем то вся философия, в том числе и философия Книгина, отвечает на вопрос: «Что является очевидным?»

Наши представления накладываются на очевидность, мы этого уже не замечаем очевидности. Точно также через идеологию, через телевидение, средства массовой информации нам внушают какие-то установки, которые не позволяют замечать нам, что мы живем, и не замечать очевидного в нашей жизни. Нужен особый философский метод, чтобы различить то, что является очевидным от того, что нам внушили, что мы приняли как установку, и вот этот метод и дает Книгин.

Первое, что это дает – возможность свободно мыслить и понимать себя.


January 2022

S M T W T F S
      1
2345 6 78
9101112131415
16171819202122
2324252627 2829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 07:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios