May. 21st, 2012

nikolai_karpitsky: (Default)
Государство распадается с ускорением. «Верхи» не могут управлять по-старому и в обмен на лояльность предоставили мелким начальникам на местах безнаказанно творить все что угодно. «Низы» не хотят жить по-старому, однако же – живут. Однако революционная ситуация не складывается, несмотря на то, что все необходимые для нее объективные исторические факторы казалось бы налицо. На смену вертикали власти пришел бюрократический анархизм, в котором вязнет любая социальная активность. Чтобы ситуация изменилась, необходим еще один фактор – экзистенциальный выбор поколения, т.е. такой мировоззренческий и ценностный выбор, который принципиально изменяет отношение к жизни в целом.

В 90-х годах при вполне демократических законах гражданское общество было очень слабо. Вождистские партии видели наибольшую угрозу не в политических оппонентах, а в активности своих сторонников, движение независимых профсоюзов так и не сложилось, а простые люди боялись пользоваться судебной системой. Несмотря на локальные очаги сопротивления, гражданское общество отступало перед нарастающей люмпенизацией.

Люмпены (они же гопники) – это особый тип людей, ориентированных на ближайшие, сиюминутные интересы. Например, понравилась шапка на прохожем – люмпен сорвет ее, не думая, нужна ли она ему и поймают ли его потом. А если этот люмпен – депутат, то по указке сверху будет нажимать кнопки «как надо». Если в избирательной комиссии – то посчитает голоса «как надо».

Сами по себе люмпены не способны организоваться, но они оказались податливым материалом в руках стремившейся к реваншу гэбни. Чтобы раздавить гражданское общество, недостаточно было опираться только на люмпенов. Поэтому был использован старый инструмент – ксенофобия, взращенная на террактах и двух войнах. В этих условиях поколение 90-х было поставлено перед экзистенциальным выбором между позицией гражданина, признающего права человека, и позицией люмпена, признающего только право сильного. Кто-то ушел во внутреннюю иммиграцию, но многие, предав будущее своей страны, выбрали позицию люмпена, послушно проголосовав на выборах. За короткий период стереотип поведения люмпена проникает во все сферы государственной и общественной жизни – в политику, образование, медицину, правоохранительную систему, СМИ и т.д. Полная и, казалось бы, окончательная победа люмпенизации ознаменовалась новой войной в 2008 г.

Государство стремительно деградирует, и не видно никаких объективных исторических факторов, обещающих перелом этой тенденции. Но есть субъективный фактор, который на самом деле определяющий: экзистенциальный выбор, который еще предстоит сделать поколению нулевых годов. Это поколение принимает реалии гэбистского режима не в силу самоопределения, а «по умолчанию». Революционной ситуации сейчас еще нет, потому что этот выбор еще не сделан.

Акции протеста, пикеты, митинги и гуляния опасны для режима не сами по себе, а тем, что они формируют новую ситуацию, в которой далекое от политики поколение нулевых годов как-то самоопределиться. Наибольший вклад в формирование ситуации выбора вносят сами власти иррациональными рефлексами подавления протестного движения, которое без этого постепенно пошло бы на спад.

Нельзя предсказать, когда будет достигнута критическая масса протестов и тупости ответной на нее реакции. Но когда это произойдет, запустится цепная реакция самоопределения целого поколения, и тогда даже самому равнодушному и инертному человеку будет стрёмно не выразить своего отношения к происходящему. Крушение коммунизма в 91 показало, что этот процесс может развиваться столь же неожиданно, сколь и стремительно, как пожар.

January 2022

S M T W T F S
      1
2345 6 78
9101112131415
16171819202122
2324252627 2829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 13th, 2025 11:14 am
Powered by Dreamwidth Studios