Feb. 27th, 2006

nikolai_karpitsky: (Default)
Ведийский космос основан не на физических законах, а на психологических, это – «психокосмос». Его первая упорядоченность достигалась с помощью ритуала, и лишь затем с помощью особых психосоматических практик. Под ритуалом я понимаю такие действия человека, которые воплощают в действительности новые смыслы. Благодаря этим новым смыслам происходит расчленение потока жизни на предметы и их связи. Но тут возникает вопрос: как формируется сам ритуал и воплощаемая посредством него система смыслов?
Мы представляем внешний мир в виде предметов, подчиненных причинно-следственным отношениям. Архаичный человек не имел об этом ни малейшего понятия. Он непосредственно переживал событийный поток жизни, который и являлся для него единственно реальным миром. Это – переживаемый мир, подчиненный не законам материи, а законам психики. У архаичного человека еще не было возможности расчленять поток жизни ни на упорядоченный космос материальных вещей (как это делает современный человек), ни на живой космос, упорядоченный мифологическими архетипами (как это делает носитель развитой мифологической картины мира).
Единственное, что открыто архаичному человеку – это сам переживаемый поток жизни, но если бы в этом потоке не раскрывалось бы нечто большее, то никогда бы не было сделано первого шага к смысловому упорядочиванию переживаемого мира. Первым опытом, расширяющим непосредственное переживание жизни, является интуиция присутствия, которая первично раскрывается в сопереживании и сопонимании при личностном общении. Опыт, открываемый в интуиции присутствия, содержательно подобен опыту собственной жизни. Это верно даже в том случае, если в интуиции присутствия открывается реальность не только другого человека, но и макрокосмоса. Поэтому макрокосмос обнаруживается в том аспекте, в каком он соответствует внутреннему жизненному миру человека.
Содержательное раскрытие интуиции присутствия предполагает раскрытие психологических соответствий между жизненным миром и макрокосмосом. Эти соответствия первоначально оформляются в ритуале. В своем изначальном содержании ритуал представлял собой первый опыт структурирования мира на основе общности психологических соответствий микро- и макрокосма. Именно поэтому в упанишадах психические силы человека, символизируемые в образах речи, разума, глаза, уха, носа, являются космическими принципами и называются иногда «мирами», а иногда «божествами» (Брихадараньяка упанишада I.1.3).
Поскольку интуиция присутствия раскрывает жизненный переживаемый опыт иного, то о ней можно говорить как о «двойной субъективности», когда внутри субъективности человека раскрывается иная субъективность. Интуиция присутствия совмещает эти субъективности без их совпадения. Такое совмещение без совпадения можно представить только в динамическом аспекте как взаимопереход внимания из одной субъективности в другую от собственных переживаний к сопереживанию другого, от микрокосмоса к макрокосмосу. Символом этого динамичного совпадения разных жизненных реальностей является дыхание.
С одной стороны, дыхание – это шестой орган ощущений, раскрывающий внутрителесное чувство. С другой стороны, дыхание в акте выдоха переносит внимание вовне, заставляя переключаться с внутреннего восприятия на внешнее.
Этот взаимопереход внутреннего во внешнее и обратно описывается в Чхандогье упанишаде как на уровне микрокосма, так и на уровне макрокосма:
«Поистине, ветер – поглотитель, ибо, когда огонь угасает, то он входит в ветер; когда солнце заходит, то оно входит в ветер, когда луна заходит, то она входит в ветер.
Когда воды высыхают, то они входят в ветер, ибо ветер поглощает их всех. Это относительно божеств.
Теперь – относительно тела. Поистине, дыхание – поглотитель. И когда [человек] спит, то речь входит в дыхание, глаз – в дыхание, ухо – в дыхание, разум – в дыхание, ибо дыхание поглощает их всех.
Поистине, это два поглотителя: ветер – среди богов, дыхание – среди жизненных сил». (Чхандогья упанишада 4.3.)
Описанное динамичное совпадение внутреннего и внешнего, микро- и макрокосма и составляет содержание интуиции присутствия, которая лежит в основе самых первых ритуальных форм. В поздний ведийский период на смену внешним формам ритуала приходит внутренняя психосоматическая практика, направленная на преодоление ограниченности человеческого существования через раскрытие соответствия между микро- и макрокосмом. Дыхание, которое соединяет в динамическом аспекте микро- и макрокосм, становится основой этой практики.

January 2022

S M T W T F S
      1
2345 6 78
9101112131415
16171819202122
2324252627 2829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 24th, 2025 10:58 pm
Powered by Dreamwidth Studios