
Саморазвивающийся и самообучающийся компьютер всё равно останется машиной, не способной обнаружить собственное существование. Может ли он на определённом этапе самообучения прийти к идее самообнаружения собственного существования и свободы воли? Думаю, что нет. Точно также и мозг может накапливать информацию и самообучаться, однако мозг подобно компьютеру не способен обнаруживать собственное существование и осознавать себя. Обнаруживает своё существование не мозг, а человек. Однако вся прочая разумная деятельность человека, не связанная с идеей свободы воли и собственной экзистенции, вполне могла бы управляться мозгом подобно тому, как очень сложный компьютер управлял бы андроидом.
Соответственно в человеке можно выделить две составляющие – то, что в соответствии с биологическим пониманием управляется мозговой деятельностью – всё, что связано с внешней данностью человека как объектом, и то, что нельзя объяснить таким способом и что не является определенным объектом или предметом – обнаружение собственного существования, экзистенция, свобода воли.
В свою очередь направленность на человека может быть либо на первую, либо на вторую его составляющую. Влюбленность направлена на то, как человек явлен – его тело и его формы выражения личности – всё то, что может быть объяснено с материалистической позиции. В отличие от влюблённости любовь направлена не на внешние проявления, а на то, что не может породить биология и работа мозга – саму экзистенцию любимого человека, его существование, как оно обнаруживается внутри иного жизненного мира. В этом случае любовь направлена не на объект или предмет, а на то, что вообще не может быть данностью. Ибо человек самообнаруживается только в собственной экзситенции, и для него принципиально скрыта и недоступна иная экзистенция другого существа.
Иными словами, с рациональной позиции любовь невозможна. Как может быть направленность на то, что принципиально не дано?! Следовательно, экзистенциальный уровень глубже, чем это доступно рациональному мышлению, и на определенной его глубине открывается до-предметное присутствие иной экзистенции.
В соответствии с этим можно понять и религиозную веру. Любая направленность на Бога как на предмет или объект не является ни религиозной верой, ни любовью к Богу. Бог всегда открывается как высшая экзистенция, которой открыта всякая иная экзистенция. Эта открытость и есть бытие, источником которого является Бог. Именно поэтому человек даже в обычной любви к другому человеку стремится к открытости, ибо в этой открытости максимально раскрывается ощущение собственного существования.