nikolai_karpitsky: (Default)
nikolai_karpitsky ([personal profile] nikolai_karpitsky) wrote2017-07-16 12:25 am

Специфика именно человеческого мышления

Идея, что мысль без слов невозможна, нелепа. Если бы было так, то человек мог бы думать только о том, что обозначено словами. Однако при объяснении даже самых простых вещей приходится сталкиваться с отсутствием подходящих слов. Например, понять специфику человеческого мышления можно только на основе способности человека задавать вопросы. Но тут выясняется, что само слово «вопрос» обозначает разные феномены, без разграничения которых нельзя осмыслить, в чем специфика именно человеческого мышления. Поскольку специальных слов, которые различают эти явления, нет, мне придётся сейчас самому их обозначить как «данный мне вопрос» и «заданный мной вопрос».

«Данный мне вопрос» указывает на место отсутствующего смысла в определенной смысловой системе. В данном случае вопрос вытекает из сложившейся смысловой системы. Картина мира определяет не только то, что в ней есть, но и то, что в ней отсутствует. Если бы у нас не было целостной картины мира, то мы бы не заметили отсутствия чего-либо. Поэтому картина мира предопределяет систему вопросов, к которым человек приходит в меру своих интеллектуальных возможностей. На самом деле такого рода вопросы возникают даже у бессловесных животных. Ведь они способны искать потерянное или молчаливо вопрошать хозяина, а значит, воспринимают отсутствие и понимают вопрос. Ничего специфически человеческого в этом нет.

«Заданный мной вопрос» не вытекает из сложившейся смысловой системы, но задается самим человеком в силу его способности к свободе мысли. В этом случае сам вопрос задает структуру новой смысловой системы, которая наполняется смыслами по мере поиска ответа на него. Постановка принципиально нового вопроса изменяет всю картину мира. Это приводит к конфликту, так как понимание, основное на уже сложившейся картине мира, препятствует пониманию вопроса. Поэтому для большинства людей такой вопрос будет казаться бессмысленным и ненужным. Необходима свобода мысли, чтобы осмыслить его независимо от картины мира, а на это способно только обладающее свободой воли существо.